Как рассчитать влияние изменения объемов производства и реализации на прибыль

На сколько стоит увеличивать производство, чтобы прибыль выросла на определенную величину? Как изменится прибыль при изменении объёмов производства или продаж? В этой статье я рассмотрю, какие методы  используются для таких расчетов.

Операционный левераж

Термин операционный левераж произошел от английского level рычаг, он еще называется операционное передаточное соотношение и определяется следующим формулой:
Операционный левераж равен отношению маржинальной прибыли к операционной.

Как рассчитать влияние изменения объемов производства и реализации на прибыль
Если на производство единицы изделия переменных затрат немного, тогда для того, чтобы  существенно увеличить прибыль, нужен сравнительно небольшой рост объемов. А если, наоборот, доля переменных затрат большая, то даже существенное изменение объёмов не сильно отразится на размере прибыли.

То есть, если левераж высокий, то очень малое увеличение объёмов продаж может дать большой увеличение прибыли и наоборот.

Например, маржинальная прибыль 4000 операционная прибыль 1000,  отношение будет 4.  Это говорит о том, что увеличение объёмов продаж, то есть выручки на пять процентов принесёт увеличение прибыли на 20%.  Если бы операционный левераж был бы равен пяти,  тогда увеличение выручки на 5% привело бы к увеличению прибыли на 25%.

С помощью показателя операционный левераж  Вы можете понимать, как у вас будет меняться прибыль. Это важно  в том случае когда у вас есть два расчёта на один и тот же объём на одну и ту же структуру.

В первом варианте больше переменных затрат, меньше постоянных, а во втором варианте, наоборот, больше постоянных затрат и меньше переменных.

Когда вы сравниваете два варианта, иногда бывает сложно принять решение и здесь очень важно знать  уровень левеража.

Пример: главный технолог  завода предлагает снизить себестоимость за счет экономии краски,  но при этом понадобится дополнительный технолог.  То есть увеличатся постоянные затраты, а переменные при этом снизятся.

Для сравнения нужно рассчитать оба варианта: в старом и новом соотношении. Посчитав, увидели, что операционная прибыль в обоих случаях будет одинаковая.  А вот левераж будет разный: в первом случае четыре к одному, во втором — пять к одному.

Казалось бы, прибыль одинаковая, тогда зачем напрягаться и что-то менять. Но практически любая компания потенциально думает о том, чтобы увеличить объемы, и вот тут левераж будет играть на руку, и компания выберет второй вариант.

CVP анализ

Cледующая техника называется анализ затрат, объёма и  прибыли. Когда определён объём производства,  исходя из нашего портфеля заказов и загрузки производства,  то, используя этот анализ, можно рассчитать и величину затрат, и цену продажи, чтобы компания могла получить определённую величину прибыли.

То есть когда у нас цель получения определённой прибыли, такая финансовая модель позволяет менеджеру использовать этот анализ для краткосрочного планирования и оценки альтернативных решений.

Эта модель называется Профит анализ или CVP анализ. Она может быть выражена графически, либо с помощью формул. Графическое изображение базируется на ряде фиксированных взаимосвязей.

Если цена единицы продукции, затраты, эффективность или другие условия изменяются, то  автоматически будет меняться модель меняться,  и вы будете видеть результат наглядно. Особенно этот вариант нравится визуалам. Как рассчитать влияние изменения объемов производства и реализации на прибыль

Первый график, который мы рисуем — это уровень постоянных затрат.  На картинке это зелёная линия.  Постоянные затраты составляет 20.000 руб.  На шкале затраты находим это уровень и чертим прямую линию.  Следующий график, который мы рисуем, это график выручки. Поскольку это тоже прямая линия, для ее  построения нам нужны две точки. Первая точка считается очень легко: продали ноль получили ноль.  Вторая точка:  продали тысячу автомобилей по 100,  получили выручку 100.000, соответственно, находим на объёме продаж 100 единиц,  а на рублях 100.000.  Соединяем 2 точки, получилась красная линия — это линия выручки.

Еще одна линия — линия переменных затрат. Сначала строим предварительную линию. Произвели ноль, получили ноль. Вторая точка — произвели 1000 единиц,  переменные затраты 50 руб. на единицу, итого 50000  условных единиц.  Рисуем график переменных затрат из точки ноль и соответственно до точки 50 000.  Но нам надо посчитать суммарные затраты, у нас ещё есть постоянные, поэтому мы  треугольник переменных затрат как бы поднимаем на прямоугольник постоянных,  получается суммарная себестоимость.Как рассчитать влияние изменения объемов производства и реализации на прибыль

На пересечении линий точка нулевой прибыли или критический объём реализации. Исходя из этого графика,  всё, что попадает ниже критического объема реализации, это область убытков, и мы для любого объёма продаж можем эту величину сразу увидеть.

А всё что выше критической точки —  не что иное, как область прибыли,  и тогда вы можете  любой объём просто продлить и посчитать.  Глядя на этот график, мы можем примерно увидеть какую прибыль заработаем.

Иногда бывает такая маленькая разница между линией выручки и линией суммарных затрат,  что невольно будешь задаваться вопросом,  а надо ли так сильно стараться ради такой небольшой прибыли. Чем шире расходятся линии, тем более  интересен продукт.

Анализ затраты- объем-прибыль

Выручка от реализации  равна переменные затраты плюс постоянные затраты и плюс прибыль.

Как рассчитать влияние изменения объемов производства и реализации на прибыль Точка безубыточности — это когда прибыль равна нулю. В случае,  если прибыль равна нулю, как раз и получается, что выручка от реализации равна переменные затраты плюс постоянные затраты.

Таким образом, критическая точка реализации или точка безубыточности равна постоянные затраты делить на цену единицы минус удельные переменные затраты.

КТР пользуются при принятии решения об увеличения объёмов производства или, наоборот, их сворачивания.

Если постоянные затраты: аренда, страховка, административные затраты остаются неизменными после принятия решения, то при сравнении альтернатив нужно будет только сравнить покрывает ли  выручка все переменные затраты, появляющиеся в таких случаях.

Эта статья была вам полезна?

Добавить комментарий