Может ли бизнес-план быть с убытком?

Возьмем ситуацию, которая, к сожалению, встречается не так уж редко: компания подвела итоги прошлого года с негативным финансовым результатом и интегрировала полученные цифры в прогноз следующего года. В результате бизнес-план получился с убытком. Правильно ли это? Ведь по определению деятельность коммерческой организации направлена на получение прибыли.
Здесь надо рассматривать каждую ситуацию индивидуально. В первую очередь необходимо проанализировать как доходную, так и расходную часть бюджета, чтобы найти резервы для улучшения финансового состояния компании:
1. Возможность увеличения рынка сбыта и цены реализации.
2. Сокращение прямых и накладных расходов.
Например, в моей практике я увидела, что компания ежемесячно тратила около 1 млн. руб. на расчистку и вывоз снега, хотя завод находился в сельской местности. Зачем они это делали? Кто-то когда-то так решил, а далее годами шло на автомате по накатанной. Такие избыточные расходы необходимо отследить и исключить.
Ещё один рабочий вариант снижения издержек — стимулирование к этому сотрудников через систему KPI. Пример: в бюджет закладывается снижение расходов на материалы за счёт снижения отходности на 5%. При этом за выполнение этого показателя работникам выплачивается премия в сумме 10% от экономии. Сотрудники заинтересованы, компании тоже выгодно.
Главное, чтобы такая экономия была реальной, а не просто на бумаге. В моей практике был случай, когда компания, не видя реальных путей экономии, просто ставила в прогнозе часть расходов с минусом, чтобы выйти на бюджетную прибыль. Естественно, потом это не сбывалось, и менеджмент разводил руками — не смогли🙃
Итак, рассмотрим самый пессимистический сценарий — все резервы для получения прибыли учли, но плановый результат года все равно минусовой.
Картина не очень приятная, зато честная. Она даёт менеджменту и собственнику понимание, что нужны экстренные меры. Иначе у собственника в кармане образуется дыра, через которую утекают деньги.
Далее нужно принимать антикризисные решения: изыскивать дополнительные источники дохода, консервировать часть производства, если оно убыточное, либо наоборот — делать инвестиционные вливания для повышения эффективности и обьемов, пересматривать численность персонала. Меры могут быть разныии, вплоть до продажи бизнеса. Только надо учитывать, что убыточный бизнес придётся продавать намного дешевле, чем прибыльный.

Эта статья была вам полезна?

Добавить комментарий