Как совместить финансовые интересы собственника бизнеса и сотрудников

Как совместить финансовые интересы собственника бизнеса и сотрудников?

У собственника бизнеса и наёмных сотрудников разные цели. Собственнику, как правило,  нужен рост прибыли, дивидендов, стоимости компании.

У сотрудников финансовые цели могут быть совсем другими. Чтобы их заинтересовать в достижении своих целей,  собственник использует систему мотивации с помощью показателей KPI, за выполнение которых выплачивается премия.

В компании назначаются центры финансовой ответственности.

Это, прежде всего, центр доходов. Сюда, как правило, входит отдел продаж. Они отвечают за выручку и за поступление денег на расчётный счёт.

Далее следует центр маржинальности. Это центр финансовой ответственности, который следит за тем, чтобы продукция продавалась по цене, которая покрывает расходы компании. Иначе компания будет убыточной, несмотря на большую выручку. Обычно функции центра маржинальности возлагаются на коммерческого директора.
В моей практике мне встречалась ситуация, когда коммерческий директор  был замотивирован только на расчётную прибыль согласно калькуляции,  а не на фактическую. Естественно, в таком случае он был заинтересованы в завышении прибыли в калькуляции, которая часто так и оставалась только на бумаге.
Если никто не следит за маржинальностью, собственнику приходится брать эту задачу на себя.

Бывает, что коммерческий директор получает только фиксированный оклад, не зависящий от объемов продаж и прибыли. Можно догадаться, к каким результатам это приdодит.

Все остальные сотрудники являются центрами затрат. Они отвечают за размер затрат в рамках своей зоны ответственности.

Нередко в компаниях вместо реального контроля за затратами встречается формальный.  Плановые показатели устанавливаются экономическими службами, а затем они же и сверяют план с фактом. При этом сами центры затрат никакой заинтересованности в их снижении не имеют.

Реальный контроль затрат — когда каждый сотрудник  знает план расходов по своему подразделению и заинтересован в его выполнении. Здесь важно, чтобы он реально мог влиять на процессы.

Могу сказать из своего опыта, что наличие формального контроля затрат все-таки лучше, чем никакого.

Эта статья была вам полезна?

Добавить комментарий